sasshakv1 писал(а):
Курильский, а вы помните рассказы отца о службе на острове? Какой полк, тип самолётов,когда прилетел на остров,какие ещё части были и т.п. А цунами после вашего отъезда наверно - 1952 г.? Или ещё раньше было?
У меня сохранились рукописные воспоминания отца от поступления его в Смоленский аэроклуб в 1940 году и до окончания войны .
Начну с того, что вас интересует, его воспоминаний после победы над Японией.
…….Для меня закончилась вторая мировая война победой над Японией в Китае на аэродроме вблизи городка Тайхун. Нас вернули на свой аэродром Гаровка и мы думали, что теперь настанет тихая мирная жизнь, мирная учеба летчиков- истребителей. Но прошел слух, что два наших полка 307 и 308 передают в другую дивизию и улетим мы на остров Итуруп, Курильские острова, поселок Онибецу (Уэмбецу?), где был аэродром, вернее аэроузел у бухты на берегу Тихого океана. Перелетали мы в сентябре-октябре месяце 1945 года с родного аэродрома Гаровка на остров Итуруп по маршруту: Гаровка-Николаевск на Амуре-Кировское на Сахалине-центральный аэродром Воздушной армии Опшай ( или Отиай неразборчиво), но затем нас улетающих на остров Итуруп сосредоточили на аэродроме города Тойехара (ныне Южно-Сахалинск). Отсюда в первых числах октября вся 255 смешанная Сахалинская авадивизия за один день перелетела через Охотское море на остров Итуруп, аэродром у поселка Онибецу (с 30 жителями –айнами) ныне пос. Буревестник. Сразу занялись обустройством жилья. Поселился наш полк в двух длинных, построенных японцами бараках деревянных (сейсмостойких), так как остров трясет за год около 200 раз. На острове есть речушки, куда приходит метать икру горбуша и кета, которую мы и ловили хорошо и отведали от души свежей икры красной. Зимой бывают в основном в ноябре и декабре, да и в другие месяца страшные ветра, огромной силы ветра, доходящие до 40 м/сек около 150 км/час. Поселок построен так, что он защищен складками местности от этих ветров. Особого вида сосны и лиственницы приспособились к таким ветрам и вид их очень интересен. А кедр растет как лоза, стелящемся над землей, очень густо и цепко держится ползучими кажется корнями за землю. Мы осенью собирали кедровых орехов до 50 кг и всю зиму щелкали орехи кедровые. В 307 ИАП были хорошие летчики мои друзья: Семен Лаптев, Саша Лебедев, Коля Канайкин, Гриша Шкалов, Петя Долгих, Паша Ганькин, Коля Востоков. Зам ком.аэ стал после капитана Мусоликина, к-н Смирнов. Однако он был самолюбив и любил перед начальством выслуживаться. За первую зиму в дивизии погибло много людей от пожаров. В бомбардировочном полку за одну ночь сгорело около 40 человек, офицеров в основном. Это был страшный случай. Зам.ком. полка с женой уснули не погасив коптилку, которая была заправлена бензином. Они успели выскочить в дверь полураздетыми, а затем пламя вырвалось в коридор и отсекло путь к отступлению почти всех оставшихся в бараке. Горело все это не более 10 минут при ветре 15-20 м/сек. Мы не успели и добежать, как все кончилось. Ком.эск. у нас был майор Гришаев, а по-нашему 30 грамм через (неразборчево).В 1946 году его понизили в должности за пьянку и перевели в другой полк, а от туда уволили за пьянку. И стал снова ком эском у нас к-н Шимко Иван Иванович с которым я летал всю войну с Японией. В 1946 году летом приехала Валентина и мы с Семеном Лаптевым построили свой дом-полуземлянку в которой в июле месяце 1947 года родился сын Вячеслав. Это была радость великая и тревога за здоровье сына и Вали. Это было услышано начальником сан. службы дивизии подполковником (неразборчево), который сумел доказать ком. дивизии полковнику Бронза, что Зайцева надо в первую очередь переводить с острова на большую землю. 13 сентября 1948 года меня заменил ст. л-т Стрижаченко из 117 ГИАСКп (гвардейский истребительный авиационный Станиславский ордена Кутузова полк)), что в г. Ленинакане Армения.
……..Летать можно было практически только в сентябре и октябре, иногда в январе, феврале. В остальное время стоят туманы или дуют страшной силы ветра. Через зиму наши ЯК-9м были раздавлены снегом и нам пришлось ехать на Сахалин на пароходе и там мы получили новые американские самолеты Кинг-Кобра Р-63. Самолет прекрасный, только на нем и летать было приятно, но и их разъела влага морская, через два года их осталось годных мало. Когда я уезжал из части говорили, что получат новые, но какие не известно было. Оказалось, что пригнали новые из ангаров Р-63. Но через год они уже переучивались на Л-11. Из двух полков истребителей сделали один 307 ИАП «Ордена Красной звезды».
Еще есть несколько интересных фактов проживания на острове, например, про КВЖД (Курильская водка жми дави).
Вот не найду пока летную книжку отца, там подробные записи по прохождению службы. Как соберу - пришлю!