Встретить бы восход на краю света…
(почти начало)Несколько лет назад, бродя по просторам Рунета, я наткнулась на интересное название – мыс Край Света. Южные Курилы. Что-то меня зацепило еще тогда... А после просмотра фотографий и прочтения немногочисленных, но красочных отчетов, появилось четкое желание побывать на островах.
Особенно помогли вот эти отчеты, рассказы, повествования:
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?484#comments
http://www.sakhalin.ru/Rover/TEXTS/travel5.htm
http://romadan.bdk.com.ru/main.php?page ... h_itur&t=1
http://www.indostan.ru/blog/32_1291_0.html
http://sopka.sakhalin.su/leto/2006/kurili/index.shtml
http://sl.photo-traveller.net/Info/Kuri ... ly2006.htmЛетом 2008 г. я впервые оказалась на Курилах, с напарницей Татьяной из Москвы, уже бывавшей там ранее. После тех первых итурупских странствий я отправилась на Кунашир. Посмотреть Шикотан в тот раз так и не удалось. Итуруп же приоткрылся мне тогда только слегка. Он регулярно скрывался за туманами и дождями, бамбук негостеприимно вставал перед нами сплошной стеной, да и мой на тот момент совсем невеликий пешеходный опыт не внушал оптимизма... Но, как говорится, «аппетит приходит во время еды» - даже того увиденного хватило, чтобы захотеть вернуться и посмотреть остров лучше (особенно вдохновляли рассказы друзей и фотографии А.Самолюка из альбома «Итуруп – жемчужина Курил»). А заодно посетить Шикотан (Край Света все же). Кунашир на этот раз был под вопросом, в качестве запасного варианта.
В 2010 г. на Курилы потянуло уже конкретно, и начался поиск народа по друзьям и знакомым, по размещенным в Интернете объявлениям. В итоге нас нашлось много, а осталось четверо:
Екатерина Лысун (г.Хабаровск), на данном форуме Iturup.info именуемая kalyok
Владимир Панкратов (г.Хабаровск)
Григорий Шаповалов (г.Полярные Зори, Мурманская область)
Надежда Останина (г.Хабаровск) –собственно, я (на этом же островном форуме меня зовут Sova).ВАЖНО! Если вы не житель Курильских островов, обязательно нужен пропуск в погран.зону. Иначе не пустят на теплоход, даже если билет есть. Пропуска надо заказывать в погранслужбе в Южно-Сахалинске. Телефон (отдел пропусков) в Ю-Сах: (4242) 49-21-04. он же факс. Адрес: Южно-Сахалинск, проспект Победы, 63-А.
мы делали индивидуальные пропуска, каждому. но можно оформить и групповой, общий. надо приложить копию паспорта (все заполненные страницы). можно принести лично все док-ты, можно заранее отправить почтой (ПРОСТЫМ письмом), можно факсом. делают за 2 дня примерно. Бесплатно.
Про наши похождения по стихиям Итурупа – ниже излагается. Потом добавлю еще про Шикотан, куда меня занесло после вашего славного острова.
9 сентября.
Становимся на крыло.Вечером 9 сентября 2010 года мы втроем (Катя, Владимир и я) встретились в аэропорту г. Хабаровска в ожидании вылета в Южно-Сахалинск. У всех троих были внушительные рюкзаки с вещами и провизией, так что даже пришлось доплачивать за перевес. Наш внешний вид был уже явно не городским. Случайно встреченная во время регистрации моя бывшая коллега, направляющаяся в командировку в Новосибирск, немало удивилась нашей экипировке и направлению рейса, а особенно желанию «провести отпуск в дебрях где-то на краю света». Ну да, птицы осенью летят на юг, а мы – на восток.
Наш «Боинг» легко оторвался от земли и после широкого разворота над городом взял нужный курс. Некоторое время внизу еще сверкал в закатных лучах Амур с извилистыми протоками и островами, затем стало быстро темнеть, и небо затянуло облаками. Через час полета под нами раскрылся тысячами огней Южно-Сахалинск.
Мы добрались до центра города на такси, т.к. после 21 ч маршрутки из аэропорта уже практически не ходят. Номера гостиницы «Монерон», что на привокзальной площади, вполне уютны, с приемлемыми ценами, чем мы и воспользовались.
Остаток вечера и половина ночи были посвящены процессу сортировки продуктов по пакетикам (согласно количеству участников, дней похода и по кольцам маршрута). Примерно половину продуктов мы покупали в Хабаровске, а оставшуюся часть раскладки предполагалось закупить в Южном наутро.
10 сентября.
Начало.Следующий день пролетел махом.
Мы получили пропуска у пограничников в Сахалинском пограничном управлении береговой охраны, закупили еще продуктов , газ в баллонах (покупали в Южном, ибо в самолете газ провозить нельзя) и фальшфейеры (во избежание близкого знакомства с медведями), оставили у знакомой еще один билет на теплоход и пропуск - для нашего четвертого товарища из Мурманской области, который через неделю собирался к нам присоединиться, и наконец, таки распечатать с флэшки 2 важных отчета о тех местах!
Газ купили на рынке, фальшфейеры - в магазине «Медведь» (название непророческое…), продукты взяли в гипермаркете «Сити-Молл», что как раз по дороге в порт Корсаков. А вот распечатывать документы (как и искать что-либо в интернете) лучше заранее! (Как же странно и раздражающе было видеть НАСТОЛЬКО тормозящие компы и принтера в салоне местной «Дальсвязи» за Главпочтамптом. Стыдно, а еще провайдер называется…). Ну да ладно.
А погода-то радовала солнцем и теплом! К 15.30 мы добрались до порта Корсаков (спасибо таксисту Алексею за скорость, терпение и приятную беседу!). Возле крыльца и внутри зала ожидания толпился народ с кучей чемоданов, сумок, тюков. Народ в основном местный, едут домой с Сахалина, а кто - и с материка, везут среди прочего много вещей, которые на Курилах достать сложно – детские коляски, компьютеры, и много разного еще. Долго ждать не пришлось, спустя некоторое время мы документально подтвердили, что не зайцы, предъявив билеты и документы. От таможни до судна по пирсу пассажиров и багаж везет портовый автобус. Эх, спасибо богатырям-попутчикам - наши рюкзаки (РЮКЗАКИ!) были благополучно подняты и засунуты в автобус через окно, и потом тем же путем вынуты обратно!
А справа от причала покачивался «Игорь Фархутдинов» (человек и пароход!), в народе попросту именуемый - «Фарш». Портовый кран грузил на его верхнюю палубу контейнера и машины, по трапу поднимались пассажиры. На палубе сразу проверяют билет, паспорт и пропуск. Пока мы получали ключ от каюты, располагались и рассматривали акваторию порта с палуб обоих бортов, настало время отплытия. Около 18 ч судно отшвартовалось от пирса, и под звуки марша «Прощание славянки» наше путешествие по-настоящему началось.
Полюбовавшись на отдаляющийся берег , начинающийся закат и неспешные широкие волны залива Анива, мы вернулись в каюту и продолжили расфасовку продуктов по пакетикам – порции на каждый день и этап маршрута. Дело долгое, но нужное, ибо потом пользоваться оказалось очень удобно.
Очень хотелось увидеть вблизи маяк мыса Анива с теплохода (прекрасная фотография которого выложена в замечательном отчете об итурупском путешествии Хайерджи, Пастора Шлага и Шуры-Романтика за 2006 г., вот тут
http://www.sopka.sakhalin.su/leto/2006/kurili), но теплоход прошел совсем далеко от него. Зато мы оказались в открытом Охотском море! И еще где-то с час солнце играло лучистыми золотыми искорками на пологих спокойных волнах, пока не наполз сырой туман.
Мы закончили с расфасовкой продуктов глубокой ночью. Хотя море было спокойным, начало закладывать уши и заболела голова - может, из-за слабой вентиляции, да и вообще от усталости. Помог коньяк, спалось прекрасно...